Дэниел Гоулман – американский журналист, психолог с мировым именем, двукратный лауреат Пулитцеровской премии. Он с отличием окончил Гарвардский университет, где получил степень доктора психологии. Всемирную известность Гоулману принесла его книга «Эмоциональный интеллект». Она получила признание среди специалистов и широкой публики. «Эмоциональный интеллект» продержался в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс» без малого два года. Эта книга выходила на сорока различных языках, а ее общий тираж превысил пять миллионов экземпляров.
За свои исследования в области практической психологии Дэниел Гоулман был удостоен множества наград и научных званий. В частности он был награжден премией американской психологической ассоциации за достижения в сфере журналистики, был избран почетным членом Американской ассоциации содействия развитию науки. Сейчас Дэниел Гоулман является сопредседателем Консорциума по исследованию эмоционального интеллекта при университете Раттерс и основателем группы по исследованию социального и эмоционального обучения в университете Иллинойса. Также совместно с компанией HayGroup консультирует заказчиков со всего мира по вопросам лидерства и организационного развития.
Дэниел Гоулман родился в городе Стоктон, штат Калифорния, 7 марта 1946 года. В этот года в Америке родилось много младенцев, появившихся на свет благодаря послевоенному бэби-буму. Его родители были профессорами и преподавали в колледжах Стоктона. Отец, Ирвинг Гоулман, преподавал латынь и читал курс лекций по мировой литературе. Мать, Фэй Эмма Левинсон Вайнберг, преподавала студентам социологию. В пятидесятых годах прошлого века в провинциальных городках женщины предпочитали заниматься ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Дениел вспоминал, что его семья была единственной в округе, в которой мать работала на высококвалифицированной работе, причем, полный день. Он вообще с большой теплотой отзывается о своих родителях, особенно о матери. «Сколько себя помню, на протяжении всей карьеры, к должностям мамы всегда можно было приставить формулировку «первая женщина…». Так было с первых дней ее работы в колледже и до последних лет жизни». Отец умер рано, Дэниелю едва исполнилось пятнадцать лет. «Хорошо помню, как он работал в своем кабинете по утрам. Он просыпался задолго до рассвета, обычно часа в четыре и садился за стол писать свои лекции. Помню, я просыпался, просил у отца стакан воды и снова погружался в свои детские сны. Отца очень любили студенты. Он был великолепный рассказчик и всюду его сопровождали благодарные ученики, готовые слушать его бесконечно».
Не удивительно, что в семье профессоров ребенку была уготована карьера научного работника. Дэниел Гоулман полюбил учиться с ранних лет, ему очень хотелось походить на своих успешных, образованных родителей. Учеба давалась Дэниелю достаточно легко, у него рано стали проявляться задатки лидера, он активно участвовал в общественных делах своей школы и два последних года обучения был президентом школы. За свои лидерские качества он был удостоен именной стипендией с правом продолжить обучение в одном из колледжей новой Англии, но жизнь в Новой Англии не задалась и Дэниел переводится в Калифорнийский университет в Беркли. Здесь ему посчастливилось слушать лекции блестящего социолога Ирвинга Гофмана о ритуалах социального взаимодействия.
После окончания Калифорнийского университета Дэниел Гоулман получает гранд от Фонда Форда для обучения в Гарвардском университете. В Гарварде Гоулман проходит обучение в программе в области клинической психологии для Департамента социальных отношений. Он был увлечен идеей изучения человеческого разума с междисциплинарной точки зрения, включая отдел антропологии и социологии вместе с психологией, что очень помогло ему в будущей карьере. В Гарварде Дэниел Гоулман защитил докторскую диссертацию и уехал на работу в Азию. Несколько лет он провел в Индии и Шри-Ланке, изучал историю, культуру, древнюю психологию этих стран. В поездке по странам азиатского региона Дэниел всерьез увлекся медитацией. Написал на эту тему свою первую книгу «Многообразие медитативного опыта», и, в начале семидесятых годов, был приглашен в Гарвард в качестве лектора. Переехав из маленькой комнаты в один из крупнейших лекционных залов на территории кампуса, Гоулман понял, что его работа интересна коллегам и его труды заслуживают должного уважения.
Но настоящая мировая известность пришла после долгих лет исследований в области мозга и поведенческих наук. Дэниел Гоулман — автор всемирно известных бестселлеров «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence), «Практика эмоционального интеллекта» (Working with Emotional Intelligence) и соавтор книги «Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» (Primal leadership. Learning to lead with emotional intelligence). Первыми термин «эмоциональный интеллект» в своей работе использовал психолог из Йельского университета Питер Саловей. Дэниел сократил его до аббревиатуры EQ и ввел, как новое понятие в научный лексикон.
Коэффициент эмоционального развития личности складывается из совокупности целеустремленности, умения выделить главную цель в своей жизни и подчинить свои эмоции достижению данной цели. Сюда входит способность разбираться в себе и своих истинных чувствах, способность сопереживать окружающим и придти на помощь в нужную минуту. Люди с подобными способностями имеют явное преимущество над остальными. Причем коэффициент эмоционального развития помогает быть успешным не только в политики или бизнесе, но и в личной, интимной жизни.
Гоулман часто приводит простой и общеизвестный пример «эмоционального интеллекта»: часто люди, имеющие выдающиеся умственные способности относятся к ним крайне расточительно. Человек может быть семи пядей во лбу, но к учебе он относится спустя рукава, часто прогуливает занятия, не готовится к итоговым экзаменам и с трудом оканчивают учебное заведение. Часто и в дальнейшей жизни такие люди остаются не у дел. Школьные медалисты могут стать слабыми студентами, обладатели «красных дипломов» с трудом находят себе работу. В этом и заключается главная проблема нашего общества: знания академические не учитывают всех сложностей реальной жизни. Вся система образования в развитых странах направлена на теоретические, базовые знания и совершенно игнорирует эмоциональную сторону развития человеческой личности. Часто образованный человек оказывается напрочь лишенным тех качеств, которые дают возможность стать в жизни успешным. Только эмоционально одаренные люди могут рационально распоряжаться своими природными способностями и знаниями, полученными в процессе своего образования.
По мнению ученого, только в раннем детстве легко производить коррекцию эмоционального развития личности. В большинстве случаев система, регулирующая наши эмоции, заканчивает формирование в 15-16 лет и позже ее коррекция становится очень сложной и затратной. Вот чему стоит уделить особое внимание в воспитании и формировании гармоничной личности: прежде всего человек должен научиться понимать и осознавать свои собственные возможности, выделять свои предпочтения и понимать свои эмоциональные состояния. Уметь справляться со своими внутренними состояниями и побуждениями. Развивать в себе эмоциональные склонности, которые направляют и облегчают достижение поставленных целей. Личность должна понимать не только свои чувства, но и чувства, потребности и заботы других людей. Успешный человек должен научиться вызывать у окружающих нужные ему эмоциональные реакции. Только при условии развития данных способностей и навыков можно добиться безусловного успеха в жизни.
Эмоциональный интеллект — это совокупность качеств, определяющих способность человека управлять не только собой, но и другими людьми. И он складывается из четырех основных компонентов:
- самоанализ;
- самоконтроль;
- социальный анализ;
- управление межличностными отношениями.
Все это – не просто голословные утверждения. Группой, в которой работал Гоулман, был отобран 3871 человек – топ-менеджеры различных компаний из разных уголков нашей планеты. Ученые, изучив их линию поведения на рабочем месте, выделили шесть самых распространенных стилей управления. Стоит сразу оговориться, что самыми успешными руководителями являются лидеры, которые используют не одну, а несколько моделей управления и умело их сочетают.
- Лидеры-диктаторы, действующие в принуждающем стиле, требуют от подчиненных беспрекословного повиновения.
- Авторитетные лидеры мобилизуют людей на достижение цели.
- Сторонники товарищеского стиля выстраивают эмоциональные связи между сотрудниками, создают в коллективе атмосферу мира и согласия.
- «Демократы» вовлекают всех в работу и добиваются единства во взглядах.
- Лидеры, предпочитающие эталонный стиль, ждут от подчиненных отличной работы и целеустремленности.
- Лидеры-наставники готовят подопечных к будущим свершениям.
Именно возможность стать успешным руководителем сделала работы Дэниеля Гоулмана столь популярными в мире бизнеса. Его книги входят в личные библиотеки всех успешных управленцев нашего времени. Но не стоит забывать, что автор указывает на важность «эмоционального интеллекта» не только для общественной, но и для успешной личной жизни. А эта сфера жизни интересна и важна для каждого человека, не зависимо от его места жительства и социального статуса.