Далай-лама XIV: цель духовной практики — помогать другим

01/11/2011 | Категории: Все статьи, Интересные люди

Далай-лама XIVЛидеры религиозных конфессий обычно являются яркими харизматическими личностями. Не стал исключением и Далай-лама XIV – духовный лидер буддистов Тибета, Монголии, Калмыкии, Бурятии и Тывы. Буддисты этих стран свято верят, что Далай-лама – это земное воплощение Будды Страдания, и приходят в этот мир специально для того, чтобы всю свою жизнь посвятить служению простым людям.

Родился будущий лидер тибетских буддистов 6 июля 1935 года в небольшой деревушке Тацкер на юго-востоке Тибета. Его семья, как и другие жители деревни, занималась сельским хозяйством: выращивали пшеницу, картофель и овес. Конечно, жили не богато, и будущий Далай-лама с самого раннего детства познал тяжесть физического труда и лишения простых тибетских крестьян. Впоследствии в своей автобиографической книге он напишет, что простое происхождение позволило ему лучше понять все тяготы жизни бедных тибетцев и если бы ему выпало родиться в благополучной аристократической семье – он не смог бы в полной мере предвидеть их мысли и пытаться облегчить их тяжелую долю.

Нелогично искать счастья, если мы ничего не делаем, чтобы сдержать гнев, злость и негативные мысли и эмоции.
Далай-лама XIV.

Существует легенда, что в 1909 году Далай-лама XIII совершал паломничество по святым местам Тибета и по пути заехал в Тацкер. Он долго осматривал природу этого места и, наконец, сказал своим приближенным, что хотел бы побывать здесь еще один раз, но в далеком будущем. Скорее всего, именно из-за этих слов после смерти Далай-ламы в 1937 году, именно в эту деревушку приехала специальная группа, которая искала новое воплощение своего духовного лидера. После длительных расспросов и испытаний двухлетний Лхамо Дхондруп был признан перерождением духа своего предшественника. После признания Лхамо получил новое имя — Джецун Джампел Нгаванг Йеше Тензин Гьяцо, что можно перевести на русский язык, как «Защитник веры» или «Великомилосердный». Теперь тибетцы обычно называют своего Далай-ламу — Йеше Норбу. Это имя можно перевести, как «Всеисполняющая драгоценность».

Свое обучение молодой Далай-лама получил по традиционной тибетской системе образования. В него входит пять малых и пять больших наук: логика, санскрит, медицина, тибетские культура и искусство, буддийская философия, поэзия, музыка и драма, словесность и астрология. Свое обучение он начал в возрасте шести лет от роду и закончил, будучи уже вполне взрослым человеком, в двадцать пять лет. При этом ему пришлось сдавать экзамены в нескольких буддийских монастырях. Последний экзамен на высшую ученую степень доктора буддийской философии Далай-лама сдавал в присутствие двадцати тысяч монахов-ученых.

Годы обучения совпали с годами правления Далай-ламы в Тибете. Нового Далай-ламу возвели на трон весной 1940 года в столице Тибета городе Лхасе, но его пребывание в столице не было слишком долгим и спокойным. В шестнадцать лет после оккупации Тибета народно-освободительной армией Китая в 1950 году Его Святейшеству пришлось встать во главе правительства и взять на себя управление страной. Решая проблемы с официальным Пекином, он в 1954 году едет в Китай для осуществления мирных переговоров с Мао Цзедуном. В год 2500-летия Будды Далай-лама посещает Индию, где встречается с премьер-министром Джавахарлалом Неру и премьер-министром Китая Джоу Эн-лаем. На этой встрече происходит обсуждение политической проблемы Тибета и Китая.

В нашей повседневной жизни необходимо помогать окружающим. Просто молится за них недостаточно.
Далай-лама XIV.

Все его попытки мирного сосуществования с китайской армией были уничтожены жестокими полицейскими действиями на территории восточного Тибета. Страну охватили массовые беспорядки, которые китайская военщина подавляла с чрезвычайной жестокостью. Далай-лама был вынужден покинуть Тибет получив политическое убежище в Индии. Вместе с ним свою родину покинули около Далай-лама XIV: цель духовной практики - помогать другимста тысяч тибетских буддистов. С 1960 года его Святейшество проживает в индийском городе Дхарамсала. Именно там располагается штаб-квартира тибетского правительства в изгнании.

С первых лет своего вынужденного изгнания Далай-лама неоднократно обращается в Организацию Объединенных Наций с просьбой решить тибетский вопрос. Генеральная Ассамблея трижды выносила свою резолюцию, в которой призывала официальный Пекин уважать и соблюдать права человека в Тибете. Своей основной задачей в изгнании Далай-лама считал попытку сохранения самобытной культуры Тибета и выживании своих последователей. Которые были вынуждены покинуть свою родину и поехать вместе со своим духовным лидером.

Его попытки не пропали даром – за эти годы удалось воссоздать более двухсот монастырей. Где выходцы из Тибета могли получать образование и приобщаться к культуре своей родины. В 1963 году Его святейшество провозгласил демократическую конституцию свободного Тибета. На сегодняшний день тибетский парламент формируется в соответствии с этим документом.

Мы можем решить множество проблем, подходящим способом и без лишних сложностей, если мы будем взращивать гармонию, дружбу и уважением друг к другу.
Далай-лама XIV.

Далай-лама обращался не только в ООН с просьбой решить тибетский вопрос. Он посещал Конгресс США, Йельский университет, Страсбург и всегда выступал за мирное урегулирование этой проблемы с Китаем. Он говорил, что опасается сложившейся политической ситуации на Тибете, которая в любой момент может стать взрывоопасной и привести к многочисленным жертвам со стороны мирных жителей Тибета. С конца шестидесятых годов Далай-лама совершил ряд путешествий по всем континентам земли. В настоящий момент он посетил с визитами более пятидесяти стран. В нашей стране Его Святейшество побывал семь раз: три раза он был в Советском союзе и четырежды посещал Россию. Дважды с официальными визитами был в Москве и трижды на религиозных праздниках в Калмыкии, Бурятии и Тыве. Последний раз в нашей стране Далай-лама побывал осенью 2004 года.

За годы своей борьбы Далай-лама несколько раз встречался с Папой римским Павлом II, с лидерами англиканской церкви в Лондоне, неоднократно проходили встречи с представителями ислама, римской католической и иудейской церкви. Каждый раз Его Святейшество легко и с удовольствием шел на контакт с представителями других религиозных конфессий и учений. Он приветствовал наличие разнообразных религий на планете и неоднократно заявлял, что пусть будет широкое разнообразие религий, чем единый взгляд и единая философия, без возможности других точек зрения. Далай-лама подчеркивал, что изучая религии своих друзей, мы обогащаем свою собственную веру новыми знаниями и пониманием жизни иных людей.

У каждой из основных религий есть свой дух и характер. Нет только одной единственной религии, подходящей для всех людей сразу.
Далай-лама XIV.

С семидесятых годов Далай-лама стал посещать западные страны. Очень многие институты и университеты приглашали его для вручения всевозможных наград и званий. Все это есть признание его заслуг в борьбе за мир. При вручении Его святейшеству премии имени Рауля Валленберга один из американских конгрессменов заметил, что Далай-лама является одним из самых величайших борцов за мир и права человека. Среди огромного числа премий и наград, присужденных Далай-ламе за его заслуги в борьбе за мир и соблюдение прав человека есть филиппинская премия Магсейсея, гуманитарная премия имени Альберта Швейцера, «Награда за лидерство в области миротворческой деятельности» и первая премия Фонда Сарториуса.

Далай-ламаВ 1989 году Его святейшество получил Нобелевскую премию Мира. При этом комитет подчеркнул, что Далай-лама, в своей борьбе за освобождение граждан Тибета неуклонно выступает за прекращение насилия в любой точке планеты. Призывает народы мира к терпимости и добрососедству, и активно сохраняет культурное наследие своей страны. Мировая общественность в едином порыве поддержала решение норвежского Нобелевского комитета.

Не удивительно, что такой человек, политический и религиозный лидер, остается очень скромным в быту и общении со своими приверженцами. Он не считает себя кем-то особенным. Наоборот, на различных встречах и переговорах он заявлял, что чувствует себя простым буддийским монахом и живет по тем принципам и законам, которых должен придерживаться каждый человек, в чьем сердце есть место для всевышнего.

Как только ваш разум умиротворен и полон любви, в нем не останется места для ненависти и страха. Люди станут вам доверять, потому что ваше сердце открыто.
Далай-лама XIV.

Далай-лама утверждает, что каждый день его жизни наполнен молитвами и медитациями, которые выполняют все буддийские монахи в любом из монастырей. Но мы понимаем, что за этой скромностью скрывается огромное мужество, человеколюбие и способность к самопожертвованию ради своего народа. Именно за эти качества любят и почитают Далай-ламу в разных странах и на разных континентах нашей планеты. Именно таким должен быть каждый уважающий себя политический и религиозный лидер.

Далай-лама XIV пользуется твиттером, куда он часто пишет свои мудрые изречения. https://twitter.com/#!/DalaiLama

Вам понравилась эта статья?

Мы будем благодарны, если вы поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях. Вы также можете подписаться на канал RSS, чтобы не пропустить что-то интересное.

Комментарии ВКонтакте

Комментарии Facebook

Отправить комментарий